Валерий Григорьев (vgrigoriev) wrote,
Валерий Григорьев
vgrigoriev

Categories:

Базилика Санта-Мария-Новелла. Часть 3

Продолжение рассказа о базилике Санта-Мария-Новелла. Нумерация фотографий по всем постам сквозная.

Главный алтарь. Капелла Торнабуони [16]
Капелла Торнабуони - главная капелла церкви Санта-Мария-Новелла. Она известна обширным и хорошо сохранившимся циклом фресок на стенах, созданных Доменико Гирландайо и его мастерской между 1485 и 1490 г. Главная часовня Санта-Мария-Новелла была впервые расписана в середине XIV в Андреа Орканья. В 1357 г. стены часовни серьезно пострадали от пожара, вероятно, вызванного молнией. В итоге к концу XV в. фрески Орканьи находились в очень плохом состоянии. Остатки этих древних фресок с изображением персонажей из Ветхого Завета были найдены в основном на своде во время реставрации в 1940-х гг. Некоторые из них были демонтированы и теперь выставлены в бывшей трапезной, которая является частью музея Санта-Мария-Новелла.
82*.


Сассетти, богатая и влиятельная флорентийская семья, которая была банкирами Медичи, долгое время патронировала главный алтарь часовни, в то время как стены и хор были прерогативой семьи Риччи. Однако Риччи так и не оправились после своего банкротства в 1348 г., и поэтому они договорились продать свои права на хор семье Сассетти. Однако Франческо Сассетти пожелал, чтобы на новых фресках были изображены истории из жизни своего покровителя, св. Франциска Ассизского. Никогда не скрываемое соперничество между доминиканцами и францисканцами заставило монахов решительно выступить против идеи украшения главной часовни их церкви изображениями святого не из их ордена. Поэтому Франческо Сассетти был вынужден перенести заказ в церковь Санта-Тринита, где Гирландайо создал один из своих шедевров - часовню Сассетти.
83.


Права на главную часовню были проданы банкиру и покровителю искусств Джованни Торнабуони. Одним из условий переуступки прав было размещение в капелле герба семьи Риччи. Гирландайо, у которого в то время была самая крупная мастерская во Флоренции, этот заказ не потерял, потому что 1 сентября 1485 г. Джованни Торнабуони поручил ему расписать главную часовню Санта-Мария-Новелла, на этот раз сценами из жизни Богородицы и св. Иоанна Крестителя, покровителя как самого донатора, так и города Флоренции. Контракт на выполнение фресок был скрупулезным: сцены описывались одну за другой, с акцентом на украшение фона и архитектурные партитуры, с широким использованием дорогих цветов, таких как синий и позолота. Сцены должны были включать фигуры, города, горы, пруды, скалы, животных и т.д. Каждый эскиз должен был быть заранее представлен на рассмотрение донатору, который мог добавить к проекту свои обязательные дополнения.
84*.


Возможно, что новые фрески следовали той же схеме, что и фрески Орканьи. Гирландайо расписывал стены с 1485 по 1490 г. в сотрудничестве с мастерами из своей мастерской, среди которых были его братья Давид и Бенедетто, его зять Себастьяно Майнарди и, вероятно, молодой Микеланджело Буонарроти.
85.


Темой фресок являются сцены из жизни Богородицы и св. Иоанна Крестителя в обрамлении фальшивой архитектуры (столбы с позолоченными коринфскими капителями и антаблементы с зубчиками на трех имеющихся стенах). Сцены необходимо изучать снизу вверх по схеме, которая в то время, должно быть, была несколько архаичной. Две главные стены, справа и слева, представляют собой по три ряда сцен каждая, в свою очередь разделенных на две прямоугольные сцены и большой люнет наверху, всего семь сцен на стену. Для удобства далее я буду далее в квадратных скобках указывать номер сцены и первую букву цвета (зеленый, красный, желтый и фиолетовый).
86.


Полностью пост читать здесь.

Хотите первыми узнавать о новых постах - подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Tags: Италия, Флоренция
Subscribe

  • Мальта. Подводя итоги

    Вот и закончились фотографии, сделанные во время недельной поездки на Мальту. Разбирал и обрабатывал фото (101 гигабайт исходников), и, естественно,…

  • Мальта, дошедшая до ручки

    Надеюсь, читатель догадался, что речь далее пойдет о ручках... дверных ручках. 1. На этой фотографии нехарактерная для Мальты ручка, но это - двойной…

  • Валлетта. Ночные съемки

    Дабы не получилось, что я почем зря возил с собой компактный фотоштатив, пришлось собраться с силами и после плодотворной дневной прогулки один вечер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments