Валерий Григорьев (vgrigoriev) wrote,
Валерий Григорьев
vgrigoriev

Базилика Санта-Мария-Новелла. Часть 4

Продолжение рассказа о базилике Санта-Мария-Новелла. Для лучшей ориентировки внутри повторяю ее план. По ходу описания я буду ссылаться на нумерацию объектов этого плана. Нумерация фотографии во всех постах сквозная.
0.


Капелла Филиппо Строцци [17]
Часовня Филиппо Строцци, посвященная св. Иоанну Евангелисту, находится справа от главной капеллы Торнабуони и включает необыкновенный цикл фресок Филиппо Липпи, рассказывающий истории из жизни св. апостола Филиппа и св. апостола Иоанна Богослова.

Оформление часовни было заказано банкиром Филиппо Строцци старшим в 1486 г., через двадцать лет после его возвращения из ссылки в Неаполе, когда начиналась обширная программа восстановления его имени и его семьи, включавшая также строительство знаменитого дворца Строцци. В том году банкир перекупил у семьи Бони церковный патронат над часовней, уже посвященной св. Иоанну Евангелисту. 21 апреля 1487 г. был подписан контракт с художником Филиппо Липпи, одним из самых передовых художников флорентийской сцены того времени, который сразу начал исполнять договор за согласованную плату в 350 золотых флоринов. Заказчик умер уже в 1491 г., но он не возражал против задержки работ, которые должны были быть завершены в 1490 г. Наследники также позволили художнику работать без особых ограничений по времени, поэтому оформление часовни завершилось только в 1502 г., через пятнадцать лет после подписания договора. Большую часть выплат художнику осуществил в 1494-1498 гг. Альфонсо Строцци, сын Филиппо. Альфонсо был одним из самых активных противников Савонаролы: монах в своих проповедях нападал на тех, кто поставил особо роскошные надгробные памятники, и часовня Строцци была в этом смысле одной из самых ярких на тот момент.

Работы по росписи стен были прерваны на время пребывания художника в Риме, во время которого он расписал фресками капеллу Карафа в Санта-Мария-Сопра-Минерва, после чего вернулся во Флоренцию и интенсивно работал в 1494-1495 гг. Вероятно, фрески создавали согласно классической схеме подобных произведений: начинались с сегментов свода, затем следовали в люнетах, в центральной стене, а затем, после возвращения из Рима, две сцены чудес в среднем регистре и Воскрешение Друсианы в 1502 г.

Присутствие роскошных "археологических" архитектур предполагает влияние, полученное автором от римских памятников во время его пребывания в Вечном городе. Этот стиль свидетельствует о зрелости художника и его категорическом отстранении от пути Сандро Боттичелли: за их пышность, причудливость и внимание к деталям эти фрески считаются одним из ранних примеров зрелости маньеризма во Флоренции. Витражи, спроектированные самим Филиппо Липпи, были установлены только после смерти клиента, в 1503 г.
107.


Капелла Строцци была местом, где началось повествование первой новеллы Декамерона Джованни Боккаччо, когда трое юношей и семь молодых дам решили покинуть Флоренцию и бежать от Черной смерти в сельскую местность.

Тема цикла фресок - представление "Историй из жизни св. Филиппа и св. Иоанна Богослова": первая связана с именем заказчика, вторая - с покровителем часовни. Истории на двух стенах показывают, по явной просьбе клиента, включенной в контракт, чудо воскрешения внизу и сцену мученичества вверху.

На своде изображены четыре патриарха Ветхого Завета: Адам, представленный в очень оригинальной иконографии, вместе со своим сыном Сифом и Лилит с телом змеи, обвивающимся вокруг дерева познания Добра и Зла, Ной с рогом изобилия, голубем и оливковым деревом, Авраам с ножом во время жертвоприношения Исаака и Иаков, склонившийся над книгой, поддерживаемой ангелами, на которой вы можете прочитать надпись HEC EST DOMUS DEI ET PORTA COELI (Это дом Божий и врата небесные). Каждый из патриархов стоит на облаке, поддерживаемой монохромными херувимами, которые также содержат знаки отличия с именами.
108.


Фрески на левой стене капеллы: "Св. Иоанн воскрешает Друсиану", а в люнете - "Мученичество св. Иоанна".

Сцена Воскрешения Друсианы была взята из Золотой легенды и изображает св. Иоанна, который, возвращаясь в Эфес после смерти Домициана, попадает на похороны набожной Друсианы. Друсиана хотела устроить встречу Иоанна со своей семьей, долго ждала, но умерла в тот самый день. Филиппо Липпи предпочел изобразить момент, когда Иоанн жестом воскрешает женщину, всеобщей паники из-за культового события. В группе женщин справа некоторые исследователи идентифицировали Сельваджию Джанфильяцци, вдову Филиппо Строцци, и его дочерей Алессандру, Лукрецию и Катерину.

В широкой декоративной полосе между сценами в центре изображены два путти, поддерживающих открытую книгу с надписью in hoc signo vinces (Сим победиши!), связанной с победой Константина в битве у Мульвийского моста через знамение Истинного Креста.
109*.


На люнете выше изображено "Мученичество св. Иоанна Богослова". Слева мы видим императора, приказывающего продолжать пытку жестом, подобным тому, который использовал Филиппо в часовне Бранкаччи для сцены спора Симона Маго, в то время как Иоанн находится в центре, погруженным в котел, полный кипящего масла, из которого он чудесным образом выйдет невредимым. Драматизм почти полностью изгнан со сцены во имя безмятежной стойкости святого. Внимание художника уделено некоторым захватывающим деталям, таким как палач, который укрывается от дыма и жара за щитом солдата, пытаясь разжечь огонь. Изображены многочисленные элементы древности, такие как фасции ликторов, боевые трофеи, почетная колонна, знамя с надписью SPQR.
110.


Полностью пост читать здесь.

Хотите первыми узнавать о новых постах - подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.7
Tags: Италия, Флоренция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments